СМИ – ОБ АШШУР / Печатные СМИ / 2014 год, Давид Сармазов
Алматы, Казахстан
Интернет-журнал «idea-lab», январь, 2014, Автор Ахмед Аргимбаев
http://idea-lab.kz/
Как создать конкурента глобальному гиганту
«КРОТ» vs «Мистер Мускул»
Сфера деятельности: производство бытовой химии
Маркетинговый бюджет: более $100 000
Сайт: ashur.kz
Если посмотреть на список казахстанских производителей бытовой химии, то он будет очень коротким. Один из них – это компания «Ашшур химиндустрия». Директор по маркетингу компании, Давид Сармазов, рассказал о том, как запускался проект и как закрепиться на полках супермаркетов.
Идея
Наш первый бизнес опыт был связан с перепродажей строительных материалов. В середине 90-х годов начали производство лакокрасочной продукции. Но в начале 2000 года грянул кризис, стройки забросили. Тогда заняв деньги у друзей и родственников, решили выпускать чистящее средство для труб «КРОТ».
Эффективную формулу для нас разработал кандидат химических наук. Подготовив первую партию, мы подумали, что все сложности далеко позади. Однако продать товар вышло намного труднее. Ни один супермаркет не хотел брать продукцию «сделано в Казахстане». Чтобы попасть на прилавок пришлось серьезно снизить отпускную цену, и то магазин приобрел лишь шесть единиц. В следующий раз уже завезли девять «бутылок», и так со временем наш «КРОТ» закрепился на полках и в сознании потребителей. На это ушло почти 12 лет, а на продвижение за последние годы понадобилось более $100 000. Сначала размещали рекламу на спичках, на плакатах, а теперь закрепляем имидж на билбордах.
Товар и бренд
Себестоимость одной бутылки емкостью 0,5 л составляет 70 тенге. При этом 30 тенге это только пластиковая тара без крышки и этикеток. Такая высокая цена обусловлена тем, что в Казахстане нет сырья для производства. Приходится покупать его в России, Китае и Южной Корее. Это касается и брендированной картонной коробки, ее создание обходится в 150 тенге. В этом заключается проблема казахстанских товаров – цена должна быть высокой, чтобы окупить производство и получить прибыль. Однако, кто сейчас захочет покупать, например, малоизвестное отечественное мыло, которое будет дороже, чем продукция американского гиганта P&G?
Конкуренция
Я считаю, что «КРОТ» это единственный казахстанский непищевой товар, способный конкурировать с глобальными брендами на локальном рынке. Сравните цены «Мистер Мускул» от SC Johnson и «КРОТ» от «АШШУР» в гипермаркетах Алматы. Стоимость примерно одинаковая, то есть бренд-капитал средства «КРОТ» находится на одном уровне с «Мистер Мускул». Даем понять покупателям, что ничем не уступаем в качестве. За период с 2011 по 2013 годы мы реализовали более 500 тыс. единиц продукции на сумму 100 млн тенге. Продажи не упали даже, когда мы повысили цены на 25%.
Планы и совет
Сейчас «Ашшур химиндустрия» производит 76 видов продукции: «КРОТ», стеклоомыватели для машин, вода дистиллированная, салфетки для чистки автомобиля и т.д. Хотим создать бренд из стеклоомывателя «КОРОЛЕВА БЕНЗОКОЛОНКИ», продвигаем его на заправках и супермаркетах города Алматы.
|