СМИ – ОБ АШШУР / Печатные СМИ / 2014 год, Давид Сармазов
Алматы, Казахстан
"Энциклопедия знаний" www.pandia.ru, февраль 2014
Кто хочет — ищет возможности. Кто не хочет — ищет причины.
Авраам Линкольн
Если завтра война (экономическая)
Известны аргументы, объясняющие отсутствие в Казахстане производства товаров народного потребления:
- Низкая плотность населения и низкая покупательская способность.
- Большие расстояния между городами, соответственно, высокие логистические затраты.
- Отсутствие сырья и материалов.
- Дорогие энергоресурсы.
- Недостаток кадров – руководителей, отраслевых специалистов и специалистов по отдельным (специальным) производственным вопросам, высококвалифицированных рабочих кадров.
И это святая правда, согласен. Однако, это аргумент, если смотреть с «колокольни» бизнесмена, но если смотреть с государственной точки зрения то, как говорят в Одессе «это две большие разницы» - между мнениями предпринимателей и государственников находятся покупатели – население, которому все равно, где произведены товары под этими брендами, важно лишь, чтобы они были по карману.
Государственники должны думать по-другому, если завра страны, товары которых наши бизнесмены перепродают договорятся и объявят нам экономическую войну, то население и армия в том числе, останутся не только без портков, а не будет даже резинки от трусов, чтобы сделать рогатку и отстреливаться. Предвидя ответ некоторых оптимистов о том, что форменную одежду для армии шьют казахстанские предприятия, отвечаю, что ткань, фурнитура, нитки, да и швейные машинки – импортные.
Не может страна ничего не производить. Ни носков, ни лопаты, ни граблей, чтобы на них наступать. Даже умываться нечем будет, мыло то тоже будет в дефиците.
Но жидкое мыло мы производим, спросите Вы?
А я отвечу, да это только на этикетке написано «Произведено в Казахстане», а на самом деле, просто разведенный импортный концентрат, к слову сказать, томатная паста тоже из концентрата.
Нужно признать, что мы самостоятельно уже не сможем «догнать и перегнать Америку» по производству товаров народного потребления, поздно, население уже привыкло к определенным торговым маркам, брендам и люди не захотят покупать сандалии «Жетысу».
Выход из создавшихся реалий есть всего один - пригласить брендодержателей, собственников заводов-пароходов, открыть в Казахстане филиалы своих производств. Пусть это будут сначала производства по расфасовке и сборке продукции, но по мере того, как в Казахстане начнут перерабатывать сырье и производить материалы для изготовления этих товаров, то тогда и будут товары, с лейблом «Сделано в Казахстане».
Но для этого, владельцы брендов должны иметь безоговорочную гарантию того, что государство на 50 лет освободит их от всех налогов и возьмет на себя расходы на теплоносители и электроэнергию, иначе, они не приедут.
Что взамен получит государство:
- Постепенно появятся квалифицированные кадры.
- Молодежь будет стараться получать рабочие специальности, а не таможенные и управленческие.
- Самозанятая молодежь, которая сейчас «болтается», получит востребованные специальности прямо на производстве.
- Вокруг новых предприятий сложится целая инфраструктура – столовые, парикмахерские, магазины.
- Будут развиваться города-спутники.
- Будут стимулироваться производство сырья и материалов для изготовления ТНП.
- Начнутся создаваться совместные предприятия.
- Будет развиваться производственная культура.
Других путей нет, даже если отечественным производственникам дать немереные деньги, эффективно заниматься производством товаров народного потребления они объективно не смогут.
|