СМИ – ОБ АШШУР / Печатные СМИ / 2014 год, Давид Сармазов
Алматы, Казахстан
"Энциклопедия знаний" www.pandia.ru, февраль 2014
Казахстанкие бренды: присутствие их отсутствия
Почему Казахстанские предприниматели за прошедшие годы так и не создали отечественные товарные бренды
Давид Сармазов, директор по маркетингу
«…мучает вопрос, кто тут враг таинственный,
а ответ ужасно прост и ответ единственный…»
Из песни «Мишка Шихман», В. Высоцкий
Жёны предпринимателей! Жена шея, муж голова, так ли это? Я утверждаю, что в наших «Палестинах» это не так. Бизнес Казахстана стал формироваться более 20 лет назад, многие предприимчивые люди в те годы открывали кооперативы и приступали к производству различных товаров, потому что продавать (перепродавать) было нечего, полки магазинов пусты, склады пусты. Довольно скоро многие производственники «остыли».
Стало понятно, что уйдет 15-20 лет, чтобы создать локальный бренд и бизнес начнет приносить достойную прибыль. Конечно, предприниматели отказывались от производственного бизнеса по разным причинам, но главная причина, повторю, это ставшее очевидным, что львиная часть дохода должна направляться на «раскрутку» торговой марки, которая в последствие могла бы стать брендом. Потому что, создавать бренды, это удел небогатых людей, (богатые, когда им понадобится, купят готовое).
Но тут «восстали» жены. Представьте, в большинстве своем, потому что в предыдущие 7 лет они «слаще морковки» ничего в жизни не видели. Только начали жить, а он захотел создавать какой-то бренд и тратить не это все деньги. И этому есть объяснение - интуитивно они понимали, что если им сейчас по 25, то через 20 лет, когда этот бренд начнет возвращать вложенные в него средства, мужу будет только 45, а ей уже 45 лет. И перспектива в 45 стать «баба ягодка опять» их не устраивала. Они боялись, что он 45 летний, самодостаточный, твердо стоящий на ногах мужчина предпочтет вокруг себя видеть 20 летних красоток, а может женится на одой из них. И потому, зарабатываемые деньги нужно было тратить здесь и сейчас. А так как «ночная кукушка» всегда «перекукует дневную», мужчина тоже отступился, махнул рукой, да нафиг мне этот бренд, к тому времени жить может остаться всего ничего, не успею и попользоваться, а она выйдет замуж за «придурка», который и моложе ее и здоровье как у быка, потому, что не очень то перерабатывал. Потому что, первый муж всегда работает на второго, как бы создает приданное для своей будущей вдовы. Лучше уж жить сегодняшним днем, как говорится, лучше «синица в руках, чем журавль в небе».
И вместо отечественных брендов на полках магазинов представлены зарубежные товары. Потому что, «свято место пусто не бывает».
Памятуя о причинно-следственной связи я утверждаю, то, что предприниматели не смогли справиться с «домашним рэкетом», а там, еще и дочери подросли со своими закидонами, это ПРИЧИНА вышеизложенного. А все остальное: отсутствие сырья, налоги и прочее, прочее то все решаемо.
Начинать создавать бренды, нужно было 20 лет назад, а сейчас уже, наверное, поздно……
Давид Сармазов, директор по маркетингу
«…мучает вопрос, кто тут враг таинственный,
а ответ ужасно прост и ответ единственный…»
Из песни «Мишка Шихман», В. Высоцкий
Жёны предпринимателей! Жена шея, муж голова, так ли это? Я утверждаю, что в наших «Палестинах» это не так. Бизнес Казахстана стал формироваться более 20 лет назад, многие предприимчивые люди в те годы открывали кооперативы и приступали к производству различных товаров, потому что продавать (перепродавать) было нечего, полки магазинов пусты, склады пусты. Довольно скоро многие производственники «остыли».
Стало понятно, чтобы создать локальный бренд и бизнес начал приносить достойную прибыль, уйдёт 15-20 лет и нет никаких гарантий что "бренд" состоится. Конечно, предприниматели отказывались от производственного бизнеса по разным причинам, но главная причина, повторю, это ставшее очевидным, что львиная часть дохода должна направляться на «раскрутку» торговой марки, которая в последствие могла бы стать брендом. Cоздавать бренды, удел небогатых людей, (богатые купят готовое).
Но тут «восстали» жены. Представьте, в большинстве своем, так как в предыдущие 7 лет они «слаще морковки» ничего в жизни не видели. Только жить начали, а он захотел создавать какой-то бренд и тратить не это все деньги. И этому есть объяснение - интуитивно они понимали, что если им сейчас по 25, то через 20 лет, когда этот бренд начнет возвращать вложенные в него средства, мужу будет только 45, а ей уже 45 лет. И перспектива в 45 стать «баба ягодка опять» их не устраивала. Они боялись, что он - 45 летний, самодостаточный, твердо стоящий на ногах мужчина - предпочтет вокруг себя видеть 20 летних красоток, а может и женится на одой из них. И потому, зарабатываемые деньги нужно было тратить здесь и сейчас. А так как «ночная кукушка» всегда «перекукует дневную», мужчина тоже отступился, махнул рукой, да нафиг мне этот бренд, к тому времени жить может остаться всего ничего, а она выйдет замуж за «придурка», который и моложе ее и здоровье как у быка, потому, что не очень то перерабатывал. Так уж вышло,что первый муж всегда работает на второго, как бы создает приданное для своей будущей вдовы. Надо жить сегодняшним днем, как говорится, лучше «синица в руках, чем журавль в небе».
И вместо отечественных брендов на полках магазинов представлены зарубежные.
Памятуя о причинно-следственной связи я утверждаю то, что предприниматели не смогли справиться с «домашним рэкетом», а там, еще и дочери подросли со своими "закидонами". Это ПРИЧИНА, а все остальное: отсутствие сырья, налоги и прочее, прочее то все решаемо.
Начинать создавать бренды, нужно было 20 лет назад, а сейчас наверное уже поздно……