|
СМИ – ОБ АШШУР / 2014 год, Давид Сармазов
Алматы, Казахстан, http://www.marketing-kz.kz/, март 2014
Пострадает ли франчайзинг от девальвации тенге?
Два суждения и рекомендации по теме.
Давид Сармазов
Вячеслав Сидельников
Казахстан, Алматы,март 2014 г.
Суждение 1. Иностранным «долларовым» франшизам будет «туго»
в Казахстане. В «поле» выйдут отечественные франшизы.
Давид Сармазов,
директор по маркетингу ТОО «АШШУР Химиндустрия»
Снижение, и особенно резкое снижение курса тенге по отношению к «твердой» валюте, в системе «иностранный франчайзер - казахстанский франчайзи», бьет особенно больно по франчайзи, бизнес которых «обеспечивается» товарами и услугами иностранных компаний. То есть, бизнес франчайзи существенно привязан к «твердым» ценам на товары и услуги, что в свою очередь отражается на цены товаров, продаваемых такими франчайзи в Казахстане.
Известно, что: а) для международного франчайзинга типичным является установление согласованных цен на товары для всех магазинов сети, будь то Америка или Сингапур; б) все бизнес-объекты франчайзинговой сети обязаны соблюдать единые стандарты ведения бизнеса - от особых сервисных услуг для клиентов, до уровня заработной платы сотрудникам. Эти факторы в периоды экономических проблем, в том числе при девальвации национальной валюты в стране, лишают франчайзи манёвренности по изменению цен на продаваемые ими товары и возможности оперативно решать вопрос снижения издержек, например, на рекламу, логистику и т.д.
Таким образом, компании, работающие по договору франчайзинга, находятся в менее выгодном положении, чем «полностью» самостоятельные компании, имеющие возможность быстро реагировать на сюрпризы экономики – решать вопросы ценообразования, внедрения или упразднения дополнительного сервиса для клиентов, оптимизации затрат. Поэтому сейчас очевидна стагнация бизнеса иностранных франшиз в Казахстане.
Совсем другая ситуация, когда франчайзер – отечественная компания. Здесь франчайзер и франчайзи, во первых не «привязаны» существенно к иностранной валюте, во вторых быстро найдут и согласуют способы не только «выживания», но и завоевания конкурентных преимуществ перед компаниями, «связанными» с иностранцами.
Поэтому я уверен, что сейчас, при дефолте тенге хорешее время для рывка отечественных франшиз в сфере торговли и услуг, а вопрос производственного франчайзинга мы рассмотрим в отдельном суждении.
Сегодня, для диверсификации бизнеса или открытия нового бизнеса на основе франчайзинга я рекомендую некоторые рыночные сегменты, которые будут стабильно развиваться в ближайшее время:
1. Коллекторские агентства.
2. Юридические услуги со специализацией на банкротствах, сделках слияний и поглощений. Финансовый консалтинг.
3. Услуги, направленные на снижение производственных затрат (кадровые агентства, услуги по нормированию труда и оптимизации бизнес-процессов, аутсорсинговые компании).
4. Продажа сейфов.
5. Ювелирные магазины.
6. Дистрибьюция продуктов питания, лекарств, бытовой химии.
6. Отрасли с фиксированными тарифами (операторы телефонной связи и интернет, обеспечение электроэнергией, водоснабжением и т д.).
Приветствуйте франчайзинг в Казахстане!
Давид Сармазов.
Суждение 2. Международные франчайзинговые отношения в Казахстане и созданная инфраструктура поддержки франчайзинга – факторы гармонизации предпринимательства и экономики страны.
Вячеслав Сидельников,
Председатель Международного консорциума «Союз франчайзинга».
Эксперты расходятся во мнениях по поводу дальнейшего развития франчайзинга в Казахстане. Тема «франчайзинг» лбами сталкивает знатоков в сфере экономики и предпринимательства, одни утверждают, что наступает «золотой век» для ресторанных франшиз и Fashion ритейла, другие, что франчайзинг еще долгие годы будет зиждиться на малобюджетных франшизах. Одни говорят, что иностранный франчайзинг вреден для национальной экономики, другие, что это панацея для неё.
Между тем, франчайзинг в отечестве набирает обороты, выдерживая аксиому стойкости франчайзинговых компаний по сравнению с другими формами организации бизнеса (В США и странах Евросоюза, по данным «Мr. Doors Home Inc», после 5 лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100).
Сегодня, иностранные франшизы, в первую очередь из России и Украины уже не просто присматриваются к Казахстану, а «ломятся» в страну. Экономические миссии Франции, Великобритании, США, Испании, Венгрии и других стран отмечают всплеск интереса к Казахстану многих франчайзеров своих стран. Десятки казахстанских компаний «строят» собственные франшизы и «седлают» местный рынок, например, Управляющая компания «Perekus Centre» предоставила порядка 100 франшиз, Бухучет-НАП – порядка 10 франшиз и все они работают успешно. Ряд Казахстанских франшиз осваивают зарубежные страны, среди них, бренды KURALAI, Mimioriki, Red Dragon, Happylon, ShBS и другие.
Авторитетные СМИ, например, Forbes Kazakhstan, kapital.kz, kursiv.kz и новые СМИ, например, business.gov.kz, idea-lab.kz ярко освещают явление франчайзинга. Казахстанский журнал «Вестник Союза франчайзинга» размещен в десятках профессиональных тематических интернет-проектах СНГ и вызывает волны дискуссий читателей по вопросам, представленным в нем.
Заряжена конкурентная борьба между организациями, оказывающими услуги в сфере франчайзинга, среди них Евразийская Ассоциация франчайзинга, TRIARH International, Международный консорциум «Союз франчайзинга», другие компании, в том числе международные скоро объявят о своей работе в Казахстане.
Ряд государственных учреждений решительно разрабатывают меры по стимулированию развития франчайзинга, например, АО «KAZNEX INVEST», выпустивший методическое пособие по франчайзингу, Фонд «ДАМУ», недавно организовавший встречу экспертов по франчайзингу и казахстанских франчайзеров для обсуждения путей дальнейшего развития франчайзинга в Казахстане. Со слов заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК Гульнары Курбанбаевой «в Казахстане начаты реализоваться меры по серьезному развитию франчайзинга»/ИА BNews.kz/, правда какие это меры, не уточняется.
Другие госструктуры, например акиматы, задумываются о франчайзинге, как об инструменте, способствующем решению региональных, социальных и отраслевых задач.
ВУЗы, например, университет «ТУРАН», КазЭУ им. Т.Рыскулова, КарГУ им. Е.А. Букетова, и другие, внедряют франчайзинг в учебный и научный процессы. Финансовые организации, например, Сбербанк России, Исламский банк, Всемирный банк разрабатывают программы финансовой поддержки франчайзинговых проектов.
Предыдущие годы обеспечили отличный плацдарм для дальнейшего развития франчайзинга так, в 2012 году в Казахстане состоялось рекордное количество тематических общественных мероприятий - более 30-ти, которые были организованы Национальным центром развития франчайзинга при Фонде «ДАМУ». При этом в 2012 году более 100 Казахстанских компаний получили развитие на основе франчайзинга, Международный консорциум «Союз франчайзинга» назвал 2012 год – Годом франчайзинга в Казахстане. В 2013 году еще более 100 компаний применили франчайзинг, хорошим побуждающим фактором к этому были проведенные общественные мероприятия, среди них:
Конференция «Франчайзинг: Гармонизация и перспективы роста».
Выставка по франчайзингу «FranchExpo Central Asia 2013».
Международный форум «Франчайзинг – тренд развития бизнеса, образования и инноваций».
Выставка казахстанских франшиз «KazFranch-2013».
Конкурс на лучших представителей франчайзинга в Казахстане 2013, где победителями признаны: Управляющая компания Perekus Centre, Компания «Розница.kz»; Интернет-справочник «3klik.kz»; Компания «Taunigma».
Все это хорошо, франчайзинг в стране зреет, немыслимо было это представить еще 5 лет назад. Обобщая мнения большинства экспертов, в частности Эмин Какиша, представителя World Franchisor в Казахстане и Центральной Азии, я убежден, что в период кризиса, девальвации национальной валюты, франчайзинг, будь то международный или отечественный, работает лучше всех остальных моделей бизнеса. Франчайзинг дает возможность лимитировать риски в период стрессов в экономике, фундамент этого эффекта в том, том, что франчайзинг это СТРАТЕГИЯ, которая, как правило, не пересматривается и СИСТЕМА, которая постоянно усовершенствуется, тем самым приламливая временные экономические невзгоды.
Известно, что доля иностранных франшиз в Казахстане, по сравнению с долей отечественных франшиз, составляет 99%, поэтому очевидно влияние именно иностранных франшиз на состояние и развитие предпринимательства и экономики в стране. И это влияние положительно, а вопрос актуальности развития отечественных франшиз и опасности экспансии иностранных, мы рассмотрим в следующих суждениях.
Франчайзинг – тренд развития бизнеса, образования и инноваций!
Вячеслав Сидельников, эксперт по франчайзингу
|
|