ДИСТИЛЛИРОВКА

ДЛЯ СТОЧНЫХ ТРУБ

ОЧИСТИТЕЛИ

СТЕКЛООМЫВАТЕЛИ

ПРАЙС-ЛИСТ

СДЕЛАТЬ ЗАЯВКУ

РЕКЛАМА ПРОДУКЦИИ

 

Шиншилла


111
Казахстан, 050019,
г. Алматы,
ул. Чаплина, 71
 
 
 
Поиск по сайту 


написать нам

 
 
ОТЗЫВЫ
 
 
 
 

СМИ – ОБ АШШУР / Печатные СМИ / 2005 год / Давид Сармазов
Алматы, Казахстан
Газета «Central Asia Monitor», 18 марта 2005 года
Рубрика «ЭКОНОМИКА», Мариям Унгарова 

Дайте инвестиции, а налоги мы платим 

Лет двадцать или тридцать назад казахстанцы могли отведать сочные сардельки с кожурой, лопающейся при укусе. Такие вкусные мясопродукты сейчас очень трудно найти. Оно и понятно, килограмм сарделек сейчас стоит столько же, а то и меньше, чем мясо такого же веса. Можно догадываться, из чего делается это продукт и почему он такой невкусный. 
Разговор о налогах с Давидом Сармазовым, менеджером компании «АШШУР Химиндустрия», начался именно с кулинарных изысков. НА примере колбасы или масла, товаров, более знакомых самым широким слоям населения, легко объяснить проблему налогов (и не только), с которыми ежедневно приходится сталкиваться предпринимателю. Но, прежде чем говорить о налогах, директор компании «АШШУР Химиндустрия» Ольга Сычёва показала документы, которые подтверждают, что компания «прозрачна» и показывают они свои реальные доходы и затраты. По крайней мере, уровень заработных плат и отчисления от них в бюджет и пенсионные фонды соответствуют реальной оплате за труд.
А теперь о налогах. По мнению Сармазова, проблема многих отечественных производителей в том, что они конкурируют не по качеству, а по цене. Погоня за низкой ценой приводит к плачевным последствиям. Во-первых, чтобы сделать колбасу, предпринимателю приходится удешевлять её, добавляя в мясной продукт различные заменители. Ведь в цену колбасы входит не только стоимость мяса, специй, соли, труда, но и множество необходимых производственных, транспортных и других расходов, надбавки крупных оптовых реализаторов, розничных реализаторов и магазинов. Делает он это не со злым умыслом, а просто боится, что его продукцию не будут покупать первое время. Закон бизнеса таков, что проходит год, прежде чем потребитель узнает о новой продукции и товар найдет своего покупателя. А капитализация у предприятий пока невысокая, и предприниматель такой долгий срок, производя качественную, а значит, очень затратную, продукцию, не может работать себе в убыток. Поэтому ему необходимо сократить до минимума издержки. 
Во-вторых, человек – такое существо, рецепторы которого тут же определяют, вкусно ли то, что он ест, или нет. Несмотря на красивую упаковку, отведав один раз некачественной колбасы, он больше не захочет её покупать, и в голове откладывается отрицательное отношение к продукту и его производителю. Заставить купить такую колбасу может только нужда или желание, чтобы продукт долгое время не съедался, но в то же время демонстрировал, что в холодильнике не пусто. Таким образом, причиной того, что низкокачественную продукцию все-таки покупают, является низкая потребительская способность значительного слоя населения, но в то же время потребность жить нормально и иметь в холодильнике недоступный товар по доступной цене.
По мнению Сармазова, в – третьих, уже подходя ближе к теме налогов, производитель не может в погоне за низкой ценой в полной мере платить налоги. В результате появляется двойная бухгалтерия. Единственным выходом из создавшегося положения является производство очень качественной и, соответственно, более дорогой продукции, которая дойдет от непосредственного производителя до потребителя. 
Для того, чтобы полностью показывать свою бухгалтерию, предприниматель должен ориентироваться на потребителя с достатком. Такой потребитель очень капризный и требует последовательной позиции в стратегии реализации продукции. И компания «АШШУР Химиндустрия» не жалуется на отсутствие клиентов премиум-класса. Кроме того, в нише, в которой работает предприятие, в Казахстане больше никого нет. Поэтому его продукция равна по цене с аналогичным товаром из Бельгии. 
Тем не менее, большая часть производителей все-таки должна ориентироваться на потребителя эконом-класса. Но даже для них, по мнению Давида Сармазова, сам размер выплачиваемых налогов нормальный. Изменение в сторону снижения или, наоборот, повышения налогов, не приведет к уменьшению или увеличению конкурентоспособности между производителями внутри страны.
По словам Давида Сармазова, нужно смотреть в корень причины жалоб предпринимателей на высокие налоги. Современная система взаимодействия государства и производственников такова, что при реальных затратах они не могут накапливать собственные средства для инвестирования в производство. Но эту проблему можно решить, не меняя размер налогов. Необходимо преобразовать систему сбора уже установленных налогов. Речь идет, конечно же, о двойном налогообложении при уплате НДС. Предприятия вынуждены кредитовать государство, оплачивая налоги вперед, еще не получив деньги за реализованный товар. В результате, считает Давил Сармазов, он сталкивается, например, с проблемой нехватки финансовых ресурсов при продвижении и своего товара в регионы. Из-за высоких транспортных расходов в регионы целесообразно отправлять большую партию продукции. Но для этого предварительно нужно заплатить за неё налоги. Извлечение из оборота таких сумм ведет к повышению рисков срывов текущих оплат внутри производства и с партнерами. 
Проблема высокого корпоративного подоходного налога (КПН) такое маленькое предприятие, как «АШШУР Химиндустрия», не затрагивает. За прошлый год размер всех отчислений в бюджет и другие обязательные платежи составили около 3,5 миллионов тенге или 26 тысяч долларов. Из этой суммы КПН составляет примерно треть – 1 миллион 300 тысяч тенге или 10 тысяч долларов. По мнению Давида Сармазова, снижение этого налога с 30% до, скажем, 19%, не приведет к решению главной проблемы предпринимательства – снижению дефицита капитала, который можно было бы направить на приобретение необходимого оборудования, росту объемов производства, освоения новых рынков. За год, при условии снижения КПН, «АШШУР Химиндустрия», смогла бы получить, при сегодняшнем положении дел, около 3 тысяч долларов. Конечно, эти деньги были бы нелишними предпринимателю. Однако помочь развитию его бизнеса не смогли бы. Только на пробки для бутылок (самая дешевая часть при комплектации товара, выпускаемого предприятием) компания ежегодно тратит более трехсот тысяч тенге или около двух с половиной тысяч долларов. 
Кроме того, государство должно все более социализироваться и направлять собранные в бюджет деньги на многие проблемы, которые накопились на сегодня в государстве. Это и поддержка малоимущих, и проекты по модернизации, например, тех же коммунальных сетей городов, дорог и многого другого. 
Казахстанским производственникам из не добывающего сектора экономики, таким образом, неоткуда брать инвестиции. 
Для того, чтобы листинговаться на фондовой бирже, предприятия, кроме внедрения международных стандартов отчетности, должны быть аудированы в течение 3 лет у «Большой четверки» (в Казахстане, впрочем, как ив о всем мире, работают четыре аудиторские компании, являющиеся лидерами – это Делойт энд Туш, KPMG, Эрнст энд Янг и Артур Андерсон). Это самое сложное требование, поскольку услуги компаний стоят очень дорого; во-вторых, должны иметь минимальный объем продаж в 1,5 миллиарда тенге в год и, в-третьих, иметь собственный капитал компании, превышающий 1000 минимальных расчетных показателей (МРП). Естественно, что таким требованиям могут отвечать только крупные предприятия, но никак не средний или малый бизнес. Получать кредиты в банках предприниматели также не могут из-за очень высоких требований, которые выдвигают предпринимателям банки второго уровня. 
На взгляд Давида Сармазова, необходимо, чтобы кредитные учреждения под патронажем государства давали кредиты без залогового имущества, а для снижения рисков наладили очень сильную команду кредитных комиссаров, которые бы постоянно отслеживали работу производственных предприятий. Существующие требования к предпринимателям со стороны банков просто унизительны. Если предприятие работает в Казахстане и занимается производством на протяжении 10 лет, то вряд ли предприниматель позволит себе рисковать репутацией компании, беря кредит, который не сможет погасить. 
Единственным решением данной проблемы может стать только вмешательство государства. 

 
 
  Компания «АШШУР Химиндустрия». 2024 г. Все права защищены.
Профессиональное создание сайта в Алматы