|
СМИ – ОБ АШШУР / Печатные СМИ / 2014 год, Давид Сармазов
Алматы, Казахстан
Журнал о франчайзинге "Вестник Союза франчайзинга", № 1 (98) 2014
«Франчайзинг: возможности, гармония, противовесы»
Сегодня наш гость - Давид Сармазов, директор по маркетингу Компании «АШШУР Химиндустрия», создатель бренда «КРОТ®» (средство бытовой химии), известной марки стеклоомывающей жидкости «Королева бензоколонки®» и других товаров. Существенно, что Давид Сармазов предприниматель с 20-летним стажем, единственный отечественный производственник, чьи товары бытовой химии продаются в супермаркетах города Алматы по качеству и цене, не уступающим аналогичным товарам с мировыми именами.
- Давид Георгиевич, известно, что развитие франчайзинга в Казахстане набирает обороты, в том числе в сфере розничной торговли. Не становится ли «франчайзинг иностранных производителей» фактором, тормозящим развитие отечественных франчайзеров?
- Нельзя составить конкуренцию тому, чего нет. Вы говорите, франчайзинг набирает обороты. Покажите мне достоверную статистику. Публикации в СМИ утверждают, что в 2013 году в Казахстане годовой оборот франчайзинга составил 2,2-2,5 миллиарда долларов, а в 2014 году ожидается 2,6-2,7 миллиарда долларов. Другие цифры в СМИ – франчайзинг в Казахстане занимает 3-4% в доле предпринимательства. Читая это, я вспоминаю настойчивую просьбу Хлопуши из поэмы Сергея Есенина «Пугачев» - «...Проведите, проведите меня к нему, я хочу видеть этого человека....». Покажите мне этот франчайзинг, этих счастливых людей, работающих на условиях франчайзинга, через кассу которых проходят такие деньги. Эти цифры от «лукавого» уже по той причине, что в них «сидит» львиная доля иностранцев, открывших в Казахстане свои филиалы, а не отечественных предпринимателей. Кто взял на себя ответственность называть такие цифры, как они посчитаны? Это волюнтаризм! Я призываю экономистов, экспертов по франчайзингу: если уж делаете статистику, то, как минимум, разграничьте бизнес, осуществляемый отечественными предпринимателями от бизнеса иностранцев в Казахстане.
- И что, по Вашему мнению, франчайзинга в Казахстане нет?
- По сравнению с Туркменистаном есть, а в сравнении с такими странами, как Малайзия, Сингапур, говорить о состоявшемся развитии франчайзинговых
отношений в Казахстане не приходится. Я согласен с тем, что франчайзинг нужен в Казахстане, и добавлю - не просто нужен, а необходим, и для этого нужно создавать консультационные центры по франчайзингу.
- Вот это новость! Вам известно,что в Казахстане развитием франчайзинга уже занимаются государственный Фонд развития предпринимательства «Даму»,Международный консорциум «Союз франчайзинга», Евразийская Ассоциация франчайзинга и еще с десяток компаний «увлечены» услугами в сфере франчайзинга? - Я внимательно слежу за деятельностью перечисленных Вами организаций. Кстати, спасибо Вашему изданию за регулярные новости об их деятельности. Но я не вижу результатов от их работы в виде появления новых конкретных бизнесов на основе франчайзинга, которые открыты при их содействии, по крайней мере СМИ об этом умалчивают. Много общаясь с предпринимателями, я сделал вывод, что для роста франчайзинга рассчитывать приходится не столько на действующих предпринимателей, а преимущественно на людей из числа намеревающихся открыть бизнес - так называемых «самозанятых», госслужащих, попавших под сокращение, молодежи и многих других категорий граждан. То есть, круг потенциальных франчайзи очень большой, и, чтобы доля франчайзинга в Казахстане достигла уровня стран с развитой экономикой, где добрая половина бизнеса связана с франчайзингом, нужны разные подходы в мерах развития франчайзинга. А это могут обеспечить новые центры по франчайзингу, с новыми идеями в работе, новыми специалистами, и главное, чтобы они «выдавали на гора» конкретные, работающие и успешные предприятия на основе договоров франчайзинга.
- И все-таки, почему не «тертым» предпринимателям быть в первых рядах франчайзинга? Действующие предприниматели обременены собственным бизнесом, с долгами, кредитами, обязательствами перед партнерами, своими сотрудниками, и, даже если это не очень прибыльный бизнес, от него не так просто уйти. К тому же действующих бизнесменов заедает ежедневная текучка, это как чемодан баз ручки, нести неудобно и выбросить жалко.
- Спасибо, Давид Георгиевич, предполагаю, что у наших читателей будет к Вам немало вопросов, Вы позволите их Вам адресовать?
- Конечно.
Читать все номера Вестника Союза франчайзинга, на www.franchising-asia.kz
|
|